Главная

Геральдика и фалеристика

Хроника событий

Архив

Фотографии

История СмКВ

Казачья лира

Форум

Гостевая книга

  Последнее обновление:
Rambler's Top100

E-mail:
vedikz@narod.ru

vedikz@mail.ru

Поиск



  Искомое.ru

 

Православная газета
Православие.Ru
Каталог Православное Христианство.Ру
Баннерная сеть православных ресурсов
Русский Вестник
Народный каталогправославной архитектуры

Черный, желтый, белый на Балхашских мелях

Владимир Проскурин


...Вспоминаю 80-е годы прошлого столетия, встречи и беседы с Юрием Поповым, карагандинским инженером и краеведом, его замечательный рассказ о гибели Петроградского гребного флота в казахской степи, на Балхаше, - "море из пластов известняка, что ухмылялось челюстью аку­лы". В 1921 году гидрографическое управление направило в Казахстан группу специалистов под началом Никиты Пешкова, для изучения степно­го озера в связи с предполагаемым строительство Турксиба и освое­нием края в производственном отношении. Плавучие средства экспедиции прибыли из столицы России в Семипалатинск весной. Это были три морских катера. На синем 18-весельном катере совершал празднич­ные выезды и прогулки по финскому заливу последний император Ни­колай II; желтый, 14-весельный гребной, был приписан к Императорской яхте «Штандарт»; черный, выездной 18-весельный катер до революции находился в собственности коменданта Петропавловской крепос­ти.

Своенравный Балхаш жестоко расправился с пришельцами. Первой его жертвой стал желтый катер. Семнадцатого августа 1921 года он вышел в дальний рейс, имея на борту запас продовольствия на двад­цать дней. Через сутки налетевший шквал забросил катер на мель. Здесь его так разбило, что он оказался непригодным для ремонта и плавания.

Черней катер тонул дважды. Едва удалившись от берега, он был, опрокинут сильной волной. Семь человек экипажа благополучно выбра­лись на сушу, но все запасы продовольствия и имущества оказались на дне. Когда повреждения были исправлены, катер снова вышел в плавание к поселку Карачаган, но вторично потерпел аварию и был вытащен на берег местными рыбаками.

Синим катером командовал сам начальник экспедиции. Удалившись на двести миль от мыса Каракус, катер повернул назад и встал па якорь у поселка Карачаган. Тридцатого августа буря порвала канат, судно было выброшено на берег и волной разбито вдребезги.

Катастрофа с приватизированным революцией российским флотом напомнила долгие споры, которые продол­жаются и в наши дни, о государственной символике, каким быть гербу, флагу, гимну государства. Цвета трех морских катеров, некогда принадлежавших царской фамилии, тоже не были случайными. Черный - символизировал величие и могущество державы, желтый - преемствен­ность православной веры, белый – честное и бескорыстное служение земле Русской.11 июня 1858 г. национальные государственные цвета были узаконены Александром II. В своем именном указе 1865 г. Царь-реформатор подтвердил черный, желтый и белый государственными цве­тами России. Однако при его преемнике произошло неожиданное: в связи с коронацией Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 года повелевалось украсить здания полотнищами бело-сине-красных цветов, которые были объявлены российскими национальными цветами.

В марте 1896 года этим непростым вопросом занялась специальная комиссия А.Посьета. Комиссия рекомендовала принять бело-сине-красные цвета в качестве Национально-государственных цветов России. Это мнение было утверждено Николаем вторым 29 апреля 1896 года. Однако, выз­вало новые споры, несогласия общественности. Поэтому уже 10 мая того же года при Министерстве юстиции было образовано "Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных национальных цве­тах" под председательством заместителя министра А.Веревкина. Спустя два года члены Совещания (при одном "против") пришли к выводу, что русскими государственными цветами являются черный, желтый и белый, что принципиально расходилось с заключением "Посьетовской комиссии". Однако никаких официальных распоряжений по итогам работы совещания не последовало. Решение Юридического совещания при Временном правительстве в апреле 1917 года в защиту бело-сине-красного флага демократической России также не имело последствий. И только в конце 20 столетия президентом В.Путиным утверждены бело-сине-красные цвета в качестве новой Государственной символики России.

Государственное знамя России изготовлялось из золотистой ткани, на которой было вышито изображение Государственного орла и всех гербов, помещенных в Большом Государственном Гербе. Древко зна­мени, кайма и бахрома имели также черный, желтый и белый цвета. Древко было увенчано золотой державой (яблоком) с Государственным орлом. На Андреевских лентах знамени были указаны памятные для страны годы: 862 г. (основание государства), 988 г. (крещение Руси), 1497 г. (принятие царского титула) 1721 г.(принятие императорского титула).

Вспомним также, что первое гербовое (царское) знамя появилось в начале 17 столетия при Михаиле Федоровиче. Это было белое полот­нище с красной каймой по краям и золотым или черным орлом в центре. Щит на груди орла с Московским гербом (Св. Георгий Победоносец, поражающим змея) изображался либо в красном, либо в белом цвете. Петром Первым был установлен черно-желтый Императорский штандарт, который рассматривался самодержцем "яко герб Российской Империи". Собственно Государственное знамя России – черно-желто-белый Флаг - было создано в 1742 году по образцу герба Российский империи (в желтом поле -черный орел, на груди у которого белый щит с изображением Св. Геор­гия Победоносца). В 1815 году такими флагами впервые были украшены общественное здания в ознаменовании победы над Наполеоном, в последствии вывешивая их в дни национальных торжеств или траура. Цвета Государственного знамени нашли отражение и в армейской символике: цвете кокард, знамени шарфов, орденских лент. Вместе с тем до середины XIX века в России не существовало официального Государственного знамени.

В начале нашего рассказа мы упомянули об императорском флоте и его печальной судьбы на жарких плесах Прибалхашья. Здесь символика иная. Известно, что в 1993 году Петром Первым для русских военных кораблей был введен бело-сине-красный флаг. Таким он оставался семь лет. Впервые этот флаг был поднят самим Императором при плавании в Белое море под названием стяга «Царя Московского» (был еще и торговый флаг, также с двуглавым орлом посередине, но белого цвета). Символика его цветов означала: белый - благородство и откровенность; синий – верность, честность, безупречность и целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие и любовь. Подобное цветовое решение русского прапора имело так же историческое обоснование, выте­кавшее из полного титула царей "Всея Великыя, Малыя, и Белыя России (великороссам исторически был присущ красный флаг, малороссам - синий, белоруссам - белый).

Однако в 1705 г. бело-сине-красный Флаг был установлен исклю­чительно для судов торгового флота. Военные корабли выступали под Андреевским флагом, утвержденным в 1699 году. Это был кормовой флаг с голубым диагональным крестом (Крест Андрея Первозванного), первоначально трехцветный (бело-сине-красный) затем одного из перечисленных цветов и с 1865 г. белый. Для наг­раждения отличавшихся кораблей военно-морского флота России в 1819 году Александром I был учрежден Георгиевский кормовой флаг.

…Советский поэт Л.Мартынов, участник той странной, весьма загадочной и бесплодной экспедиции 1921 года на Балхаш оставил в назидание потомкам таки строки, коими завершим наш рассказ о символах и символике:

«Ой, Балхаш наш зеленогривый!

Очень хитрый и очень старый…

Как-то ветер подул от солнца

И разбил железную лодку

С белыми большими парусами…

И люди все утонули,

А берег был недалеко,

Но был он закрыт туманом.

Людие не знали, что у Балхаша

Таки острые зубы – скалы,

И толстое брюхо – отмель.

 


При перепечатке активная ссылка (URL) обязательна
Редактор : Константин Дмитриевич Бируля-Маянский.
Дизайн и верстка: Алексей Алексеевич Розинкин.
Художник: о.Илья Ворожейкин

Хостинг от uCoz