Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Показано 31-45 из 51 сообщений
21.
Василий
(29.07.2006 21:59)
0
Здравствуйте! Я по материнской линии из семиреченских казаков. Мой прадед Александр Бутов. Он жил в Сарканде, но я о нем ничего не знаю. У меня есть фотография. Если Вы сможете что-нибудь мне узнать о моем прадеде, буду благодарен.
|
20.
(16.03.2006 23:04)
0
Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля, который род. 1874 (1875?) и имел университетское образование. Служил он до 1917 г. уездным членом в Витебском окружном суде. В мае 1917 г. в Витебске была образована общественно-политическая организация консервативно-клерикального направления - «Белорусский Народный Союз» (БНС), которую возглавили вместе с другими также» служащий окр. суда Б. А. Бялыницкий-Бируля … воен. чиновник Г. И. Полонский». Организация, находясь под сильным влиянием официального имперско-самодержавной идеологии царизма и православной церкви, с настороженность восприняла февральскую революцию и считала Беларусь «неделимой частью единой великой России». Члены организации вели антибольшевистскую и антисемитскую пропаганду. Представители БНС Бялыницкий-Бируля и Г, М. Садовский по приглашению Временного правительства участвовали в Государственном совещании (Москва. 12-15 (25-28) августа 1917). Члены союза Бялыницкий-Бируля, Полонский и Т. Г. Зайцев были делегированы от мирян Полоцкой епархии на 1–вый Всероссийский поместный собор Русской православной церкви (август 1917 – сентябрь 1918). 5 июля 1918 г. он был арестован в Витебске и 18 сентября 1918 г приговорен к расстрелу Витебской губернской ЧК без предъявления обвинения. Приговор был приведен в исполнение в тот же день и было объявлено, что руководители БНС Григорович, Бялыницкий-Бируля, Полонский и другие, которые были взяты заложниками и расстреляны «в ответ на убийство Урицкого и ранение Ленина». о чем поведали газеты «Известия ВЦИК» (18. 9. 1918. С. 4.), «Дзяніца» (25. 10. 1918) и «Звязда» (26. 10 1918). /Рудовіч С. С. Беларускі Народны Саюз. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 1. Мінск. 1993. С. 438-439; Рудовіч С. Дзяржаўная нарада 1917 Маскоўская. // Энцыклапедыя Гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 3. Мінск. 1996. С. 243-244. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы, Деяния. I-XVI). Москва. 1994. (Репринт изд. 1918 г.). Т. 1. С. 64. /
|
19.
(16.03.2006 23:01)
0
БИРУЛЯ
Издавна по обе стороны Днепра (от устья Десны и почти до Перекопа) пустынные земли Великого Княжества Литовского (ВКЛ), средневекового полиэтнического белорусского государства, были прибежищем беглого люда, которые себя, как и соседи их, называли днепровскими казаками. Жизнь в пограничной степи требовала от казаков воинской сноровки, поэтому конгломерат из белорусов, украинцев и татар, которые также убегали от своих ханов, был значительной военной силой, всегда готовой к бою. Из-за этого днепровских казаков в разные времена для своих нужд использовали как Московское княжество, так и ВКЛ с Польшей. 5 сентября 1557 года ВКЛ и Ливония, подписали договор о союзе против Москвы. Последняя, раздраженная этим, ввела свои войска на территорию Ливонии, объявив, что ей «жизненно необходимо» побережье Балтийского моря. Видя, что своими силами невозможно противостоять азиатскому нашествию, Готгарс Кетлер, последний магистр ордена меченосцев, не находя в стране сил для борьбы с грозным врагом, стал искать покровительства Польского короля и Великого князя Литовского Жигимонта Августа. В 1561 году в Вильно он подписал трактат, по которому Ливония отошла к ВКЛ, а сам он получил, в качестве наследственного владения, Курляндию и Семигаллию, с титулом герцога и на правах польского вассала. В результате этого ВКЛ получила свободный выход к Балтийскому морю, а Ливонский орден перестал существовать как самостоятельное государственное образование. Рассвирепев, ибо не ожидал такого развития событий, московский царь Иван Грозный, кстати, по матери происходящий из белорусских татар, в январе 1563 г. во главе 80 000 армии двинулся на Полоцк, принадлежащий ВКЛ. Начальниками всей его легкой кавалерии были атаманы донских казаков – Янов и Ермак Тимофеевич, который впоследствии завоевал для Москвы Сибирское ханство, чем положил начало к кровопролитному завоеванию Сибири. На стороне же ВКЛ мужественно сражались днепровские казаки. «Они участвовали при взятии укрепленных пунктов, врывались в границы московских владений и производили разрушения и погромы не менее жестокие, чем крымские татары. Гетманами их в то время были – Никита, Бируля и др.» /Гордеев А. А. История Козаков. Ч. 2. Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра І. М. 1992. С. 58./ 14 февраля 1563 г. маскалями был захвачен Полоцк. В 1566-69 гг. московские войска для укрепления своих позиций в районе Полоцка возвели крепости Сушу, Сакол, Ситну, Красну, Казьян, Усвят и Туровлю. В 1566 г., как отмечает польская исследовательница А. Дэмбиньска, рота «витебских казаков» под командованием «литовского казака Семена Бирули «нанесла большой вред Москве». В 1567 г. они разбили вражеский отряд «на Ситне» и взяли «большие трофеи» а также имели «успех под Велижем». В январе 1568 г. «витебские казаки» пустошили Велиж, Усвят и Белую, воевали на Хорице, а 20 сентября 1568 г. витебские казаки, во главе с Семеном Бирулей, поджегши посады, с тыла ворвались в крепость Улу, чем оказали большое значение для дальнейшего хода всей войны. Но все ж таки, не имея сил отбить многотысячное московское нашествие, ВКЛ вынуждено было пойти в 1569 г. на подписание Люблинской унии, по которой два государства – ВКЛ и Польша – сливались в одно - Речь Посполитую. В 1572 г. умирает король Жигимонт Август, на котором закончилась династия Ягелонов, происходящая из ВКЛ и на престол Речи Посполитой выбирается Иштван Баторий, происходящий из мелких венгерских князей. Стефан Баторий (в белорусских источниках того времени – Сцяпан Батура) сразу начал с реорганизации армии. В 1576 г. им был издан Универсал, согласно которому днепровские казаки были переведены в реестр, чем беглые массы были превращены в хорошо организованное казацкое войско. С этого времени днепровские казаки всегда находились в армии Батория, которая сражались в ВКЛ с московскими захватчиками. В армии Батория во время Ливонской войны 1558-83 гг., ротмистром казацкой хоругви служил Гаврила Семенович Бируля, который, по всей вероятности, за военные заслуги получил от короля польский герб «Бялыня» - «на голубом щите белая подкова, обращенная концами вверх, между ними золотой крест, как в гербе Ястребец, а над крестом стрела, острием вверх; над щитом рыцарский шлем, увенчанный короной с пятью страусовыми перьями». Герб был дан в 1332 году королем Владиславом Лакеткой (Локотком) рыцарю герба Ястребец, который отличился в битве с крестоносцами при деревне Бялыня в Старой Польше, ядре Польского государства. Польское слово герб (herb) произошло от немецкого Erbe - наследство. Поэтому герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Гербы дворянских родов в Западной Европе возникли в эпоху крестовых походов (XI— XIII вв.) и были вызваны необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Подробнее и точнее «наука о гербах», или «геральдика», выработалась турнирами и боями на копьях. Турниры появляются в Германии в 938 г., и этой стране принадлежат основы геральдики. Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря, в доказательство его прав на участие в состязании. Само название ее происходит от немецкого «нerald» (от испорченного «нeeralt») — ветеран, так назывались в средние века в Германии люди, известные своей доблестью и храбростью, назначавшиеся для почетного присутствования на различных торжествах, турнирах, боях и т.п. На них же первоначально было возложено наблюдение за соблюдением обычаев рыцарства. С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер, т.к. право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей. Вводится гербовая грамота (впервые в Германии в XV в.) — официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса — «розыск прав на герб», за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. Изменить раз принятые в гербе изображения могли лишь выдающиеся отличия или, наоборот, совершение владельцем герба поступка, недостойного рыцарской чести. Каждое новое лицо получало и новый герб. Такова была система геральдики во Франции и в Западной Европе, почему она и называется «французской» или «западноевропейской». Иначе было в Польше, где соседние землевладельцы, первоначально, несомненно, находившиеся в родственных между собой связях, в случае угрожавшей им опасности собирались под одно общее знамя, на котором помещался какой-либо знак, переходивший затем и к лицам, около этого знамени собиравшимся. Каждое новое лицо приписывали к существовавшему уже знамени. Когда геральдика проникла с Запада в Польшу, то эти родовые знаки подчинили точным геральдическим правилам - таким образом сложилась «польская» система геральдики, которая распространилась и на ВКЛ. По этому, в основу западноевропейской геральдики легло начало - личное, а в основу польской - родовое. В России, под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой, первые дворянские гербы появились в конце XVI- начале XVII вв., но широкое их распространение началось на рубеже XVII—XVIII вв. после уничтожения местничества. Здесь произошло смешение этих двух систем и таким образом, появилась смешанная, или русская, система геральдики, которая сразу же приобрела официальное государственное значение. Стали появляться гербовников, которые имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Гербы родов, считавших своих предков выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и других государств. Небезынтересно, что в тоже же время у стен Полоцка отличился также казак Корнила Перевал, который, получив шляхетство и земли возле Полоцка, стал называться Перевальским или же на польский манер Пшевальским, а в России – Пржевальским, потомком которых стал известный путешественник Н. М. Пржевальский. Видимо, чтобы придать себе больше веса, новоиспеченный шляхтич Гаврила Бируля назвал в честь полученного герба свое поместье Бялыничи (ныне деревня Бялыничи в Витебском районе Витебской области Республики Беларусь) и стал называться по своему имению Бируля-Бялыницкий или Бялыницкий-Бируля. Гаврила Бируля имел сыновей Романа, Самюэля и Александра, у которого был сын Андрей. Владели Бялыничами, Навасёлками, Зачарничьем и Тулавом. Известен в истории также «зем. гродский воеводства Витебского» Ян Данилевич Бялыницкий-Бируля (возможно сын Гаврилы), который в 1625-33 гг. упоминается как владетель села Дойгайлова и в половину сел Сербанова, Белынич и Новоселок. Он, вероятно породнился (а возможно происходил из Харковичей, а породнился с Бируля-Бялыницкими) с витебскими боярами Харковичами, ибо в 1635 г назван Харковичем. /Насевіч В. Л. Бялыніцкія-Бірулі. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі з 5 тамах. Т. 1. Мн. 1993. С. 166./ 24 августа 1654 года доказывали свое шляхетство Леон (Лев), Габриэль (Гаврила), Героним, Гальяш и Теодор (Федор) Самюэлявичи Бялыницкие-Бирули. После окончания Полоцкой войны Витебщина недолго пожила мирной жизнью. Вскоре началась захватническая война России с Речью Посполитой за ее земли и трон. После почти 14-ти недельной осады 22 ноября 1654 г. 20 000 московское войско (вместе с украинскими казаками Ивана Золоторенко) под командованием Шереметьева захватило город Витебск. Началась расправа над горожанами, вследствие которой победители немало «шляхты, мещан, поспольства, жолнерства, драгунов, жен и малых детей, стариков и старух, что были в богадельнях, без всякого милосердия вырубили и выбили». Часть непокорной шляхты была выслана в Казань». /Ткачоў М. А. Вайна Расіі з Рэччу паспалітай 1654-67. ЭГБ. Т. 2. Мн. 1994. С. 193./ «Гаврила, Василий, Лев, Прокоп, Григорий, Андрей и Федор Бируля-Бялыницкие», после взятия Витебска, были вывезены в Казань и там, в 1655 г. содержались в темнице. Видимо от тех времен существуют в Татарстане деревни Большие и Малые Бирули. Витебск возвратили только после Андрусовского перемирия 1667 г. Интерес вызывает и тот факт, что Московским воеводой в Витебске в 1662-1665 гг. был Яков Петрович Волконский, ставший затем в 1670-1675 гг. Якутским воеводой. При нем составлен «Чертеж» Витебска 1664 г. Из Казани, по всей видимости, смог вернуться только Григорий Бялыницкий-Бируля, ибо он в 1673 г. подтверждал свои шляхетские права. В 1682 г его сыновья Василий и Михаил имели «на полторы службы в селе Очетково и одну в селе Заозеры. Его сын Самюэль имел сыновей Язэпа и Леона. Став Смоленским подчашим Язэп Бялыницкий-Бируля с сыном Михаилом и сыновьями Леона – Модестом и Витом приобрели в 1773 г. поместья в Оршанском уезде, неподалеку от местечка Белыничи (бел. Бялынічы. Ныне центр района в Могилевской области Республики Беларусь) и поселились там. Созвучие придомка (дополнения к основной фамилии) и поселения породило легенду про местное, из Белыновичей, происхождение Бялыницких-Бируля. И далее Бялыницкие-Бирули не чурались военной службы. Один из Бялыницких-Бируля служил у адмирала Ф. Ушакова и участвовал в штурме турецкой крепости Корфа в Ионическом море, другой сражался против наполеоновских войск и был тяжело ранен под Кобрином, еще один погиб под знаменем освободительной борьбы Тадеуша Костюшко. От этих то Бялыницких–Бируля происходил и Винцэнты Бялыницкий-Бируля, который дал начало якутской ветви этого рода. Викентий Дементьевич (Винцэнты Доминикович) Бялыницкий-Бируля (Бируля-Бялыницкий) родился в 1834 г. в белорусской католической семье шляхтичей Минской губернии «благородных Доминика и Елизаветы, в девичестве Какалович, Бялыницких-Бируля», не владеющих недвижимым имуществом. После окончания учебы в Дворянском полку (впоследствии Константиновский корпус) в Петербурге, Винцэсь, в чине прапорщика в 1853 году попал служить в Сибирь. Сначала служил в Иркутском батальоне внутренней стражи, а затем в 14-м (Шилковский завод) и 15-м (п. Кизи) Сибирских линейных батальонах. В составе 15-го Сибирского линейного батальона Особого Сибирского корпуса он участвовал в Амурской экспедиции 1855 г., по присоединению Амуро-Приморского края к России. В 1856 г. Викентий Бялыницкий-Бируля был переведен в Ладожский 16-й пехотный полк, 4-й пехотной дивизии, 2-го армейского корпуса, 1-й действующей армии, который имел боевые отличия: Георгиевское полковое знамя за Севастополь 1854-55 гг.; знаки на шапки, за отличие в Турецкую войну 1828-29 гг.; и серебряные трубы за взятие Варшавы в 1831 г. Там он с апреля 1860 года по март 1862 года служил старшим адъютантом 4-й пехотной дивизии. С июня 1862 г. Викентий служит полковым адъютантом (в звании капитана) в Нижегородском 22-м пехотном полку 6-й пехотной дивизии 1-й действующей армии, который дислоцировался в уездном городе Варшавской губернии Российской империи Влоцлавок (Влоцлавек) или Влоцлавск, являвшимся станцией Варшавско-Бромбергской железной дороги и речной пристанью на Висле. Капитан Викентий Бялыницкий-Бируля вместе с поручиком Монастырским, являлся руководителем полковой офицерской организации Комитета Русских Офицеров в Польше, по подготовке восстания 1863-64 гг. Комитет русских офицеров в Польше - революционная организация, существовавшая в 1861—63 гг. в частях русской армии, расположенных на территории Царства Польского и отчасти Западных губерний России и представлял собой федерацию бригадных, полковых, батальонных кружков численностью в несколько сот человек. В организацию входили поляки, украинцы, латыши, литовцы и белорусы, которые служили в Российской армии. Комитет поддерживал тесную связь (организационную, личную и письмами) с русскими революционными центрами в Лондоне («Колокол») и Петербурге («Земля и воля»). Кстати, Викентий Бялыницкий-Бируля числился в списке руководителей Комитета Русских Офицеров в Польше, который находился у Огарева и Герцена. Нужно отметить, что трое офицеров 22 Нижегородского полка руководили повстанческими отрядами, а поручик этого же полка Гилярий Дроздовский, участник обороны Севастополя, происходящий из шляхты Минской губернии, в районе Остроленки присоединился к восставшим, но в первой же стычке был взят в плен солдатами своего же полка и расстрелян. Неизвестно пока участие капитана Викентия Бялыницкого-Бирули в восстании, но, как считает исследователь В. А. Дьяков, он оставался в полку до конца восстания, ибо никаких компрометирующих на него материалов не попало в следственные органы, если не считать письма Ивана Шацкого, выполняющего роль связного между Комитетом и Жондом Народовым (Народным Правительством) в Варшаве. В нем упоминаются фамилии Викентия Бялыницкого-Бирули и Константина Крупского, штабс-капитана Смоленского 25-го пехотного полка. Но, видимо, это письмо не повлияло на судьбу упомянутых офицеров. Наоборот, в июле 1864 г. Константин Крупский, происходящий из шляхтичей Виленской губернии, был награжден серебренной медалью, а в 1869 г. он заканчивает Военно-Юридическую академию. Кстати, в этом же году у Крупского родилась дочь Надежда, ставшая впоследствии соратником и женой В. И. Ульянова (Ленина). /Дьяков В. А. Герцен, Огарев и комитет русских офицеров в Польше». // Революционная ситуация в России в 1859-1861. М., 1963. С. 37; Дьяков В. Революционная организация офицеров русской армии в Польше // Русско-польские революционные связи. Т. I. М. 1963. С. 358, 285, 481; Дьяков В. А. Миллер И. С. Революционное движение в русской армии и восстание 1863 г. М., 1964. С. 168, 184; Дьяков В. А. Деятели русского и польского освободительного движения в царской армии 1856-1865 годов. (Биобиблиографический словарь). М., 1967. С. 28, 188, 205, 210-211; Нечкина М. Новые материалы о революционной ситуации в России (1859-1861 гг.). // Литературное наследство Т. 61. Герцен и Огарев. I. М. 1953. С. 515./ Викентий Бялыницкий-Бируля продолжил службу в Иркутске, где служил смотрителем (управляющим) в военном госпитале. Согласно «Метрических экстрактов Иркутской римско-католической церкви», хранящихся в Национальном Историческом Архиве Республики Беларусь, 19 февраля 1869 г. «в Иркутской Римско-Католической Церкви настоятель сей же Церкви Христофор Швермицкий, по троекратном оглашении, из коих первое 9, второе 16 и третье 19 числа февраля сего года перед народом собравшимся сделаны», сочетал браком «благородных Викентия Бялыницкого-Бирулю юношу 34 лет с Клавдиею Кузьминой девицею 19 лет, обоих сей же церкви прихожан, по сделании предварительного строгого с обеих сторон на письме изъявленного исследования о препятствиях к бракосочетанию и по не открытию никаких, равно по изъявленному от обеих лиц взаимному согласию внешними знаками обнаруженному», детей «благородных Доминика и Елизаветы с Какаловичев Бялыницких-Бируля, законных супругов и благородных Ивана и Наталии Кузьминов, законных супругов браком сочетал и в лице Церкви торжественно поблагословил в присутствии Геронима Шумского и Семиона Швабинского». /НГАБ, ф. 1781, оп. 36, д. 121, л. 38(об)./ Вполне возможно, что Викентий Бялыницкий-Бируля участвовал в Восточной войне 1877-78 гг. т.к. якутский журналист Хохлачев, со слов его сына Вячеслава Викентьевича записал, что тот родился: «в семье полковника, впоследствии участника русско-турецкой войны, и учительницы французского языка». Бялыницкий –Бируля был знаком с известный исследователем Сибири и Камчатки Бенедиктом Дыбовским. Бенедикт (Венедикт) Дыбовский (30. IV. 1833 - 31. I 1930), уроженец имения Тонвы Минского уезда, по другим сведениям имения Адамарин Вилейского уезда Минской губернии, а первоначальное образование получил в Минской гимназии, в той самой, в которой несколько лет спустя учился Эдвард Пекарский, известный составитель словаря якутского языка. Затем он изучал медицину и естественные науки в Тарту (1851—57), Бреслау (1857—58), Берлине (1858—60). Будучи с 1862 г. экстраординарным профессором зоологии и палеонтологии в Главной Школе в Варшаве он примкнул к восстанию 1863 -64 гг., за что в 1864 году был приговорен к 12-летней каторге и сослан в Восточную Сибирь, где, пользуясь поддержкой Восточно-Сибирского отдела Русского Императорского Географического Общества, начал изучать фауну Прибайкалья, Приамурья и Дальнего Востока. Собрал большую коллекцию представителей фауны Сибири и обогатил зоологию целым рядом новых открытий. Кстати, освобожденный в 1877 году Бенедикт Дыбовский не принял «идею Русского Географического Общества о добавлении к его фамилии придомка «Байкальский», отказался от предложенных ему кафедр в Томском и Петербургском университетах, эмигрировал в Австрию». /Калубович А. На крыжовай дарозе. Творы з эміграцыі. Менск. 1994. С. 181./ В 1878 году он снова приехал в Восточную Сибирь и с 1879 года работал врачом в Петропавловске-на-Камчатке, где продолжил исследования по зоогеографии. В 1883—1906 гг. он заведующий кафедрой зоологии во Львовском университете, с 1884 г. член Польской Академии Наук. В свое время Бялыницкий-Бируля помог Дыбовскому выгодно продать его тарантас в Сретенске. Также Дыбовский отмечал, что «Бирулева» (жена Бирули) окончила Иркутский пансионат «для благородных девиц» /Pamiętnik Dra Benedykta Dybowskiego od roku 1862 zacząwszy do roku 1878. (Lwów. 1930. S. 583./ В 1878 году Дыбовский снова наведал Бялыницких-Бируля, отметив, что был ими приглашен на обед, на котором «было несколько военных докторов», а «муж являлся управляющим в военном госпитале. ... Пани Бирулева училась в Петербурге на курсах медицины для женщин … Бирули жили далеко за городом, за Ушаковкой, в военном госпитале». /Dr. B. Dybowski O Syberyi i Kamczatce. Częśc I. Podróz z Warszawу na Kamczatkę. (Kraków. 1912. S. 218-219./ Начало 1879 г. следует считать временем возникновения в Восточной Сибири Иркутского (центрального) народовольческого кружка (организации) с отделами его в Киренске, Верхоленске, Балаганске и Якутске. Главной целью этого тайного кружка было содействие побегам политических ссыльных, освобождение их из мест заключения и помощь в пути следования. Иркутский кружок возглавляли С. Г. Стахевич, его жена Л. Фигнер, Б. Пласковицкий, В. Зак и др. В него также входила Смецкая, будущая жена писателя Адама Шиманского, автора нескольких рассказов и этнографических исследований из жизни якутов. С этой группой прослеживаются также связи Викентия Бялыницкого-Бирули. Так в ночь на 8 февраля 1880 г. из Иркутского тюремного замка совершили побег 9 народовольцев: И. Волошенко, Г. Березнюк, И. Тищенко, А. Калюжный, П. Позен, Г. Попко, Г. Фомичев, Н. Яцевич, и Г. Иванченко. Следствием была установлена причастность к побегу «лишь группы арестантов-народовольцев (около десяти человек, в том числе трех поляков – М. Чачковского, Л. Черневского и И. Щепаньского), а также «укрывателя» - политического ссыльного А. Лукашевича, срочного арестанта – немца И. Ф. Лейхнера (был в услужении у смотрителя тюрьмы Селиванова и подготовил побег через кладовую помещения, где жил смотритель) и смотрителя госпиталя Бялоницкого-Бируля (доставлял из цирюльни Фрейнберга «накладные бороды» для беглецов)». /Коваль С.Ф. Польские ссыльные и народовольческие организации в Восточной Сибири в 1879-1882 годах. (Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (XVIII – начало XX в.) Новосибирск. 1978. С. 167./ В семье Викентия и Клавдии Бялыницких-Бируля, по словам Ады Вячеславовны Бялыницкой, родилось 4 детей – Владимир, Вячеслав, Александр и Ольга. Владимира застрелил в Иркутске беглый каторжник. Сам же Викентий умер от воспаления легких. По все вероятности Викентий принял православие, так как имена его детей православные, да и в костельных книгах более его фамилия не встречается. Вячеслав Викентьевич Бялыницкий-Бируля родился в 1875 г. (по другим сведениям в 1870 г., во всяком разе год рождения, обозначенный в документах «советского» периода, хранящиеся у его дочери Ады Вячеславовны Бялыницкой, от руки переправлены с 1875 г. на 1870 г.) по всей вероятности в Иркутске, хотя по законам того времени считался по отцу «из потомственных дворян Минской губернии», Правда, в статье якутского журналиста Владимирова В. (по словам Ады Вячеславовны Бялыницкой настоящая его фамилия – Хохлачев.), «Старейший корреспондент» (Социалистическая Якутия. Якутск. 27 января 1960 г.) сообщается, что он «первые годы своей жизни проводит в Белоруссии, а затем вместе с родителями переехал в Восточную Сибирь». Статья писалась со слов престарелого Вячеслава Викентьевича, но тут, по всей вероятности, неправильное толкование журналистом выражения «потомственный дворянин Минской губернии». Вячеслав Викентьевич был окрещен согласно «православного вероисповедания». «Воспитание получил в Иркутской гимназии, но полного курса наук не окончил». Еще в детстве он в совершенстве овладел французским языком. По словам его дочери Ады Вячеславовны, он в 13 лет вместе с родителями побывал в кругосветном путешествии, был в Риме, Париже и Африке, где на юного Славу особенно неизгладимое впечатление произвел рынок рабов. Повзрослев, Вячеслав Викентьевич женился на украинке (в анкете его сына Викентия Вячеславовича – «хохлуша») Екатерине Герасимовне. А 6 декабря 1897 г. у них рождается первенец, которого нарекают Вячеславом. «Постановлением г. Управляющего Иркутскою Казенною Палатою от 18 декабря 1897 года за №42, согласно его прошению», Вячеслав Викентьевич, был «принят на государственную службу с зачислением в штат Иркутской Казенной Палаты по III-му Отделению». 9 июля 1899 г. у четы Бялыницких-Бируля рождаются близнецы – сын Викентий и дочь Маргарита. Уже тогда Вячеслав Викентьевич начинает посылать свои заметки в местную печать: «Восточное обозрение», «Сибирь», «Иркутский вестник», «Иркутские губернские ведомости», заводит знакомства с местными литераторами и учеными, в частности с Н. М. Ядринцевым и Владимиром Афанасьевичем Обручевым (28 IX 1863-19 VI 1956), автором приключенческо-фантастических романов: «Плутония» (1924), «Земля Санникова или последние онкилоны» (1926), «Золотоискатели в пустыне» (1928). Кстати, отец В. Обручева Афанасий Александрович Обручев, пехотный офицер, служил как в Царстве Польском, так и в Северо-Западном крае, как называли в то время Беларусь, поэтому маленький Володя Обручев, учась в гимназиях Брест-Литовска, Радома и Вильно, видел всю ненависть местного населения к москалям. «Постановлением г. Управляющего Иркутскою Казенною Палатою от 20 апреля 1900 года за №60», Вячеслав Викентьевич был «командирован в Нижнеудинское уездное Казначейство на 2 месяца для ознакомления с обязанностями бухгалтера», а «Постановлением г. Управляющего Иркутскою Казенною Палатою от мая 1900 года за №61, назначен с 1 июля сего года и. д. бухгалтера Верхоленского уездного Казначейства». 26 июня 1901 г. в семье у Вячеслава очередное пополнение – рождается дочь Клавдия. Небезынтересно, что в 1901—1902 гг. экспедицией Петербургской АН на берегу реки Березовки (приток Колымы) был раскопан наиболее полный экземпляр трупа мамонта. Он был подвергнут анатомическому, гистологическому и биохимическому исследованию. Также изучались у него остатки пищи, найденные во рту и в желудке. Чучело и скелет этого мамонта были выставлены в Зоологическом музее Академии Наук в Санкт-Петербурге. В 1909 году д-р Ф. А Бялыницкий-Бируля издал по этому поводу две работы: О некоторых трупных в тканях Березовского мамонта. // Труды IX Пироговского съезда, изданные организационным комитетом отдела. Т. I. С. 306-307; Микроскопическое исследование отложения на сломанной правой плечевой кости мамонта, найденного на р. Березовке близ Средне-Колымска в 1901 г. // Научные результаты экспедиции, снаряженной Императорской Академией Наук для раскопки мамонта, найденного на р. Березовке в 1901 г. Т. I. СПб. 1903. С. 153-56; Гистологические и микрохимические наблюдения над тканями Березовского мамонта. // Научные результаты экспедиции, снаряженной Императорской Академией Наук для раскопки мамонта, найденного на р. Березовке в 1901 г. Т. II. СПб. 1909. С. 1-20.. Также Ф. Бялыницкий-Бируля, который проживал «С.-Петербург, Суворовский проспект, д. №1/34, кв. 9.», 21 ноября 1902 г. написал письмо Е. Ф. Карскому (найденное Алексеем Кавкой) по поводу его статьи «К вопросу об этнографической карте белорусского племени», напечатанной в №№ 53-54 «Виленского вестника», где он изложил свое виденье по этой проблеме. Известность также получила его работы: «К вопросу о весе мозга человека. Материалы к антропологии славянских и др. племен России». (1898); «Головной указатель славян, лето-литовцев и др. на основании измерения русских солдат». // Ежегодник русского антропологического общества Т. 1. СПБ. 1905. Известно, также, что Александра Фановна Бялыницкая-Бируля была в 1941-1942 гг. в ссылке в Ачинске. «Постановлением г. Управляющего Иркутскою Казенною Палатою от 31 декабря 1901 года за № 50», Вячеслав Викентьевич, назначен, «Старшим бухгалтером Верхоленского уездного Казначейства с 1 января 1902 года». В это время пресса Восточной Сибири, да и не только ее, пристально следила за Полярной экспедицией, которую возглавил эстонский барон Эдуард Толль, уроженец эстонского города Ревеля (2(14).3.1858), который был одержим идеей найти легендарную несуществующую Землю Санникова. Напомним, что Земля Санникова - «остров» в Северном Ледовитом океане, который «видели» некоторые исследователи к северу от Новосибирских островов. Впервые о нём сообщил якутский промышленник Яков Санников. По мнению некоторых исследователей, так называемая Земля Санникова была разрушена морем и исчезла, подобно ряду других островов, сложенных в значительной мере ископаемым льдом. Кстати, мать автора романа «Земля Санникова или последние онкилоны» Владимира Обручева Полина Карловна была родом из Эстонского города Ревеля (Таллина), где ее отец служил лютеранским пастором. Ну а зоологом в экспедиции Э. Толля участвовал Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля. Алексей Бялыницкий-Бируля, в иных случаях – Бируля-Бялыницкий, родился 24 (30) октября 1864 г. в имение Бабков Оршанского уезда Могилевской губернии. Его отец Андрей Симплицианович Бялыницкий-Бируля после окончания Санкт-Петербургского университета основал метеостанцию в своем имение Королево возле Витебска, а свои наблюдения помещал в «Витебских губернских ведомостях», за которые в 1891 г. получил диплом и почетное звание корреспондента Главной Физической Обсерватории. Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля, под влиянием семьи, заинтересовавшись естествознанием. после окончания классической гимназии в г. Вязьме Смоленской губернии, в 1886 г. поступает на Естественное отделение Физико-Математического факультета Санкт-Петербургского Университета. Сначала он сосредоточился на ботанике, но с третьего курса его взоры обратились в сторону зоологии. Он стал работать в лаборатории профессора Шимкевича, изучая морскую фауну на биологической станции на Соловецких островах, которую он неоднократно посещал. После окончания Университета, со сдачею государственных экзаменов в 1891 году, Алексей по предложению проф. Шимкевича был оставлен при Университете для подготовки к профессорскому званию. По поручению Петербургского Общества Естествоиспытателей он произвел гербаризацию в Витебской губернию. В 1891 г. он, по поручению Императорского Русского Энтомологического Общества, побывал с научной целью в Закавказье. С 1893 г. Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля поступил на службу зоологом в Зоологический музей Императорской Российской Академии Наук и принял под свое заведование отдел беспозвоночных (кроме насекомых). В 1899 г. Алексей Андреевич по поручению Императорской Академии Наук учувствует в качестве натуралиста в международной градусной экспедиции на Шпицберген, в 1902-1903 гг. сопровождает Полярную экспедицию барона Эдуарда Толля, в которой собирать зоологическую коллекцию ему помогает лейтенант А. Колчак, будущий «верховный правитель Сибири». Кстати, как отмечает К. А. Богданов в своей книге «Адмирал Колчак. Биографическая повесть-хроника» (СПб. 1993 г.) больного после экспедиции А. Колчака в морском госпитале навестил Алексей Бялыницкий-Бируля: «Он был старше Колчака на десять лет, но разница в возрасте не мешала сохранять дружеские отношения. Зоолог Бируля (так обычно сокращали его фамилию) в Полярной экспедиции помогал гидрографу Колчаку разбираться в добываемых со дна Северного Ледовитого океана членистоногих, червях, пауках и тому подобных мелких морских организмах, в свободное от занятий время вел наблюдения за морскими льдами. Колчак, в свою очередь, при промерных работах, по возможности, производил драгирование морского дна, пополняя коллекции донных животных, собираемых зоологом. При свидании в госпитале Бируля передал больному другу привет от академика Феодосия Николаевича Чернышева, который выразил надежду, что «уважаемый Александр Васильевич по выздоровлении до конца выполнит свои обязательства перед Академией Наук и завершит обработку собственных экспедиционных материалов». (С. 9-10). Э. Толю, еще по предыдущим экспедициям на Новосибирские острова показалось, что с острова Бенета на севере виднеется не иначе как Земля Санникова. Поэтому он с острова Котельный отправился на ее поиски, а А. Бялыницкого-Бирулю для сбора зоологических и орнитологических исследований отправляет на остров Новая Земля. 11 мая 1902 года на двух собачьих упряжках, в сопровождении 3-х каюров, уроженцев приянской тундры, Алексей Андреевич с острова Котельный выправился в путь. После двух недельного переезда партия Бялыницкого-Бирули достигла острова Новая Сибирь. С началом навигации шхуна «Заря» не смогла снять его партию с острова, но Бялыницкий-Бируля, страстный охотник, не впал в отчаяние. Он и его спутники стали, готовясь к зимовке, заготавливать провиант. На острове Новая Сибирь Алексею Андреевичу Бялыницкому-Бируле, хотя он не был специалистом в орнитологии, довелось изучать и розовую чайку, тогда почти не известную науке. В конце 1902 года море промерзло так, что можно было выехать с острова. После двадцатидневного перехода по обычному пути промышленников мамонтовой кости, партия Бялыницкого-Бирули прибыла 28 декабря в с. Казачье на реке Яна, где и узнала о трагической судьбе барона Толля. 9 февраля 1903 г. Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля добрался до Якутска, Откуда была послана его телеграмма (ИИАН 1903, V сер. Т. XVII, №3), а затем его путь пролегал через Верхоленск и, по всей вероятности, там он встречался с Вячеславом Викентьевичем. хотя Ада Вячеславовна от отца о такой встрече не слышала. Будучи редактором трудов Полярной экспедиции, Алексей Андреевич опубликовал и свои наблюдения: Очерки из жизни птиц полярного побережья Сибири // Записки Императорской Академии Наук по Физико-Математическому отделению», №2. Т. XVIII, СПб. 1907. С. 1-157, с табл. и рис., где наряду с русскими, также привел якутские и эвенкийские названия рыб, птиц и зверей; Aurora borealis. Журнал наблюдений над полярными сияниями во время первой зимовки Русской Полярной Экспедиции в 1900-1901 гг. на рейде «Заря» у северного берега западного Таймыра. (Доложено на заседании Физико-Математического отделения 12 мая 1910 г.). С. Петербург.1912.). // Записки императорской Академии Наук по физико-математическому отделу. Т. XXVI №3. Научные результаты Русской Полярной Экспедиции 1900-1903 гг., под начальством барона Э. В. Толля. Отдел В: география физическая и математическая. Вып. 3. С. Петербург. 1912; «Aurora borealis. ІІ. Журнал наблюдений над полярными сияниями во время второй зимовки Русской Полярной Экспедиции в 1901-1902 г. в губе Нерпичьей у западного берега о-ва Котельного (Новосибирские о-ва)». // Записки Академии Наук. Научные результаты Русской Полярной Экспедиции под начальством барона Э. В. Толля. География физическая. Вып. 6. Петроград. 1915. В 1906 оду А. Бялыницкий-бируля принял в свое заведование отдел млекопитающих в Зоологическом музее АН. По поручению АН Алексей Андреевич состоял в междуведомственной комиссии по образованию зубрового заповедника на Кубани, в 1913–16 гг. руководил работами Департамента Земледелия по изучению соболиного промысла и образованию соболиных заповедников. Также Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля приложился и к подготовке к печати «Словаря якутского языка» своего земляка Эдуарда Пекарского. Также он участвовал в составлении Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрон. Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля автор более 115 научных работ. /Карпинский А. Сушкин П. Записка об ученых трудах А.А. Бялыницкого-Бирули // Известия Российской Академии Наук. серия VI. Т. XVII. Ленинград. 1923. С. 328-336./ С 1917 г. Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля несет обязанности редактора Ежегодника Зоологического Музея.1 декабря 1923 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР по разряду биологическому (зоология) Отделения физико-математических наук. Последние годы своей жизни Алексей Андреевич работал директором Зоологического музея и одновременно профессором Ленинградского Государственного Университета. Изучал кишечнополостных, червей, ракообразных, многоножек, паукообразных, птиц и млекопитающих. Способствовал организации при Зоологическом музее постоянной комиссии по изучению малярийных комаров, экспедиции в Среднюю Азию (1928), положившей начало широким экспедиционным исследованиям в СССР по паразитологии. Летом 1929 г во время партийной чистки в АН он вступился за своего сотрудника, за что был снят 23 ноября 1923 г. с поста директора и до момента своего ареста временно исполнял должность старшего зоолога Зоологического музея. Арестован был 16 ноября 1930 и осужден тройкой ПП ОГПУ при ЛВО 10 февраля 1931 года на 3 года лагеря. Отбывал срок в Белбалтлаге (на командировке Сегежа (?) – лекпомом). После возвращения из лагеря в научных учреждениях, по всей вероятности, больше не работал. Умер Алексей Андреевич 18 июля 1937 года в Ленинграде. (По другим сведениям расстрелян). В его честь названы залив и гора на полуострове Таймыр, вид растений - Cerastium Bialynicki A. Tolm. Высказывается также мнение, что у Алексея Андреевича был брат Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля, который род. 1874 (1875?) и имел университетское образование. Служил он до 1917 г. уездным членом в Витебском окружном суде. В мае 1917 г. в Витебске была образована общественно-политическая организация консервативно-клерикального направления - «Белорусский Народный Союз» (БНС), которую возглавили вместе с другими также» служащий окр. суда Б. А. Бялыницкий-Бируля … воен. чиновник Г. И. Полонский». Организация, нахо
|
18.
Щеглов Александр
(19.02.2006 18:15)
0
Совету Атаманов казачьих организаций в Казахстане.
Ходатайство.
Уважаемые браты казаки! С низким поклоном к Вам Семиреченская казачья община.
Несмотря на решение, принятое на 2-ом заседании постоянно действующего Совета атаманов казачьих организаций в Казахстане от 18.09.2005г. и на подтверждение данного решения на Внеочередном сходе казаков РОО « Семиреченская казачья община» (о расказачивании Белякова Г.Ф.) Беляков Г.Ф. продолжает общественную и политическую деятельность в качестве представителя казачества Казахстана. Выступая в СМИ (пресса, телевидение), он представляется председателем Семиреченской казачьей общины, не имея в штате ни одного человека. Правительство Казахстана не владеет информацией о расказачивании Белякова Г.Ф. Поэтому все официальные бумаги от администрации президента отправляются на его имя. Всем известно, что в предвыборной президентской гонке Беляков работал в команде Туякбая, в то время, когда вся община поддерживала Назарбаева Н.А. Перед выборами Беляков Г.Ф. лично получил Благодарственное письмо от г-на Назарбаева Н.А. «за поддержку, оказанную как кандидату в президенты Республики Казахстан» . ( копии документов прилагаются) Браты казаки! Убедительная просьба к Вам -проинформировать правительственные круги о статусе Белякова Г.Ф.
Атаман Семиреченской казачьей общины Щеглов Александр Александрович.___________________________________.
20.02.2006г. г. Верный (Алматы)
|
17.
Администрация сайта «Казаки Семиречья».
(15.01.2006 19:15)
0
Наш форум переехал!
Дорогие гости сайта «Казаки Семиречья» наш форум переехал на сайт Союза Православных граждан Казахстана «ВЕДИ» http://vedi.kz в раздел «КАЗАЧЕСТВА СЕГОДНЯ» http://www.vedi.kz/php/forum_viewforum.php?16
С уважением, администрация сайта «Казаки Семиречья».
|
16.
Андрей
(01.12.2005 17:46)
0
Здорово дневали, казаки.
Дорогие братья казаки, рад за Вас, что у Вас идет развитие и восстановление казачьего войска. Я являюсь администратором сайта «АСТРАХАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА» http://www.astr-kazak.narod.ru/index.htm . Мне бы хотелось разместить исторический материал о вашем войске, на нашем сайте. Буду Вам признателен, если Вы пришлёте исторический очерк развития Вашего войска, можно с иллюстрацией... С уважением, начальник ИЦ АСКО вахмистр Афанасьев А.В.
Слава богу, что мы казаки !!!
|
15.
Виктор
(30.10.2005 18:29)
0
В единстве наша сила братья вместе победим а в одиночку конечно многих положим но проиграем))) вот вам мысль моя Умирать за Родину не страшно ощущая собственную Правоту не бывает жертв в борьбе за Русь напрасных раз они угодны Богу самому и когда настанет время битвы за Росиию Веру Дом Семью то ударим смело и открыто в Правом тесно сомкнутом строю по врагам из под земли отрытым по иудам превратившимся в змею и быть может снова в строй поставят но уже в божественном Раю))) Спаси Бог))) майор Виктор корнями из Семиреков из Талгара и Иссыка что в подножьях у вершины Мира у священных гор)))
|
14.
МИРОГЛОВ Фёдор
(20.10.2005 17:18)
0
ПОЛОЖЕНИЕ В КАЗАЧЕСТВЕ – аналитический доклад
автор: МИРОГЛОВ Фёдор Викторович руководитель Информационно-исследовательского центра “РУССКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ”.
В преддверии президентских выборов в Казахстане, различные политические группировки, а также отдельные деятели, неоднократно стремились использовать сообщество русских, славянских и казачьих организаций в различных политических, коммерческих и личных целях. К разряду таких событий можно отнести организованные заинтересованной группой лиц, вызвавшие сильный резонанс у российской и казахстанской общественности, события в Астане, Алма-Ате и Талды-Кургане, произошедшие с июля по октябрь 2005 года в среде казачества. Учитывая неоднозначность событий и ряда участвовавших в них лиц, а также интерпретацию каждой заинтересованной стороной тех или иных фактов, Информационно-исследовательским центром “Русский обозреватель” проведено собственное расследование произошедшего, по результатам которого подготовлен специальный доклад. Материалы данного документа будут повторены и по возможности дополнены в очередном выпуске “Информационно-аналитического обзора о положении русских соотечественников в Казахстане – 2005 год”. В связи с предстоящей повторной публикацией доклада, автор обращается к общественности, а также непосредственным участникам прошедших событий, с просьбой, при наличии каких либо документов, дополнений, уточнений или опровержений обращаться в Информационно-исследовательский центр “Русский обозреватель”, для дополнения расследования.
КРАТКАЯ ХРОНИКА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОБЫТИЙ. В рамках предвыборных мероприятий президентской компании и реализации в ходе её проведения своих целей различными лицами и политическими группами, от имени первых руководителей четырёх организаций соотечественников было объявлено о создании под кураторством одного из первых лиц администрации президента Казахстана Неформального координационного совета (НКС). Главной целью создания НКС была объявлена безоговорочная поддержка президента Нурсултана Назарбаева. В НКС вошли первые лица Славянского движения “Лад” Иван Климошенко и Союза казаков Степного края(СКСК) Иван Михайловский, до последнего времени много лет принципиально подвергавшие политику президента Назарбаева жёсткой критике. Кроме выше указанных лиц, ключевыми фигурами НКС также стали руководитель Русской общины Казахстана Юрий Бунаков, ранее критиковавший власть, но в последние шесть лет перешедший на диаметрально противоположные позиции, и никому не подконтрольную от имени организации бизнес деятельность. Руководитель фонда “Благовест” коммерсант Юрий Захаров, а также руководитель Союза Казаков Семиречья (СКС) Владимир Овсянников. Особого внимания в представленной обществу комбинации заслуживает факт успешного вовлечения властями в процесс “всенародной поддержки кандидатуры” руководства независимых организаций соотечественников. Для достижения этого, со стороны властей была приложена масса усилий. Через ряд встреч и переговоров, удалось склонить первых лиц Славянского движения “Лад” и СКСК к фактическому дезавуированию ранее уже сделанных заявлений в стиле “поддержка за неимением лучшего”, “из двух зол выбираем меньшее” , прекратить любую критику по поводу ранее принципиальных вопросов касающихся перекосов в языковой, кадровой и других сферах внутренней политики. Главным фактором при этом стала возможность получения крупных материальных средств по словам лидеров для работы организаций в будущем и уговоры в стиле что “это лишь незначительное изменение ранее выраженной формы поддержки”. “Не секрет, что к “Ладу” власти относятся настороженно, считая нас чуть ли не экстремистами, шовинистами и т.п. Сегодня я публично заявляю, что мы сотрудничаем с властями, на предстоящих выборах президента будем поддерживать кандидатуру Назарбаева и все свои действия будем согласовывать с властными структурами” заявил председатель “Славянского движения “Лад” И.Климошенко, выступая на встрече посла РФ В.Бабичева с активом (депутаты, представители национальных центров, городской и обл. администрации) города Кокчетава. Одной из первых акций вызвавших неоднозначную реакцию активистов организаций, в рамках сотрудничества по активной поддержке президента, стало получение первыми руководителями независимых организаций Славянского движения “Лад” И.Климошенко, Союза казаков Степного края И.Михайловским, а также лояльными к властям объединениями Союза казаков Семиречья В.Овсянниковым и Русской общины Казахстана Ю.Бунаковым, от имени коммерсанта Ю.Захарова легковых машин “Тойота”. Ряд активистов и наблюдателей высказали предположение, что именно получение машин стало главной причиной диаметрального изменения первыми лицами Славянского движения “Лад” и СКСК основных принципов общественной деятельности. Оппонируя данному предположению, получатели машин заявляли, что они даны именно им, но в аренду на год. При этом никто из них не уточнял, вернут ли они машины через год арендатору, поставят на баланс организаций или оформят на себя. При этом многие активисты и наблюдатели, видят в механизме годовой аренды вручённых машин, форму контроля, гарантирующую присутствие данных деятелей во всех проходящих мероприятиях и их качественную работу в заданном направлении. По мнению ряда наблюдателей, заинтересованность коммерсанта Ю.Захарова состоит в расчёте, за создание НКС в виде блока в поддержку Назарбаева и нейтрализацию критики со стороны последних независимых организаций соотечественников, на поддержку властей при выдвижении своей кандидатуры на сенаторское или депутатское место. В июне 2005 года он уже выдвигал свою кандидатуру в Сенат Казахстана от Северо-Казахстанской области, но уже через месяц снял её, в виду ряда неоднозначных моментов. Кроме того, для агитации от имени русских славянских и казачьих организаций согласившихся на активную поддержку кандидатуры действующего президента, от имени коммерсанта, закуплено десять автобусов и аппаратура для агитационных поездок по регионам, организаций концертов и т.д. Многие ключевые вопросы сложившейся ситуации проясняет фрагмент из интервью руководителя Павлодарского филиала Славянского движения “Лад” Юрия Павленко о проходившей в г.Кокчетаве Конференции данной организации: “Затем выступил предприниматель-миллионер из Петропавловска Юрий Захаров. Он сказал, что собрались мы с одной целью: объединить русских в ассоциацию с целью поддержки выдвижения Назарбаева на выборы. Захаров пояснил, что ассоциация создаётся под руководством администрации президента и этим делом командует помощник президента Аманжол Нурмагамбетов. Захаров намекнул, что оттуда будут деньги на офисы и машины”. Газета “Свобода слова” 20 июля 2005 года.
РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ Наряду с пропагандой поддержки действующего президента представителями НКС от имени русского населения, начался процесс по созданию структуры предназначенной выступать от имени всего казачества Казахстана и в будущем по расчету создателей контролировать его деятельность в целом. 2 июля в г.Астане, создателями НКС был организован сбор представителей руководителей ряда зарегистрированных казачьих организаций, а также казачьих группировок действующих в составе различных организаций соотечественников. Ключевыми целями при этом было объявление о создании структуры с названием “Совет атаманов”, претендующей на роль центра не столько координации, сколько управления казачьим движением. Стоит отметить, что в заседании данного Совета, приняло участие много представителей СКСК представлявших в основном ячейки организации численностью 3-10 человек из небольших близлежащих населённых пунктов районного масштаба, но имевших с представителями областных организаций одинаковое право голоса. Отдельные лица представляли уральских и иртышских казаков. От юго-восточную части республики (Семиречья) были представители Семиреченской казачьей общины(СКО) и Союза казаков Семиречья(СКС). Присутствовал представитель из Чимкента (юг Казахстана), где казачество никогда исторически не существовало. Следует отметить, что такого понятия, как “Совет атаманов” на территории ныне занимаемой Казахстаном ни юридически, ни исторически никогда не существовало. Представлять на суд общественности списки, могущие подтвердить качественный состав участников и полноценный уровень республиканского представительства (регио-нальный, областной, городской, поселковый), а также документы уполномочивающие права участников и их статус, организаторы мероприятия избегают, просто заявляя о представительстве всего казачества Казахстана в данной структуре: “На Совет прибыло более двадцати атаманов из разных (использован термин именно “из разных” но не “из всех” или “из большинства” авт.) регионов Казахстана”. Газета “Казачий курьер” октябрь 2005 г. Максимально, данная форма бессистемного собрания части активистов казачьих организаций и незарегистрированных группировок может претендовать лишь на координационно-рекомендательные функции. При этом заявления о преемственности, каких либо исторических традиций российского казачества в целом, представителями “Совета атаманов” являются несерьёзными. Позиция “Совета атаманов” по отношению к проводимому курсу властей, не смотря на приказ президента Казахстана о переводе делопроизводства в республике только на один государственный казахский язык (русский язык при этом фактически теряет статус официального), моноэтническую кадровую политику, сокращение часов изучения в школах русского языка и других многочисленных негативных моментов, определяется, как полная лояльность при любом развитии событий: “Основной тематикой обсуждения (на мероприятии “Совет атаманов” 18 сентября авт.) была встреча членов НКС и Президента РК Назарбаева Н.А., которая прошла 8 сентября в Алматы. От Неформального координационного совета на встрече с главой Государства присутствовали: Атаман СКСК Михайловский И.П., Президент фонда “Благовест” Захаров Ю.Ф., Руководитель РСД “Лад” Климошенко И.С., Атаман Союза казаков Семиречья Овсянников В.А., руководитель Русской Общины Казахстана Бунаков Ю.З., Владыка Мефодий. На встрече с Нурсултаном Абишевичем обсуждались вопросы дальнейшей работы НКС. По завершении встречи, Главе Государства от казаков Казахстана были преподнесены в дар шашка, нагайка и папаха”. Газета “Казачий курьер” октябрь 2005 г. Второе собрание объявленной структуры 18 сентября в г.Астане, было отмечено применением физической силы в отношении руководителя Семиреченской казачьей Общины Геннадия Белякова, в чём многие казаки усмотрели запланированную провокацию, целью которой было устранение устроителями “Совета атаманов” оппонента из политического процесса. Именно позиция Белякова требовавшего от организаторов “Совета атаманов” поднять вопрос о реализации казахстанскими властями программ запрещающих использование русского языка в государственных органах и отказ признавать от имени широко известной Семиреченской казачьей общины (СКО), монополию первых лиц создаваемой структуры, претендующих на выражение мнения именно всего казачества Казахстана, стали главными причинами, побудившими его оппонентов к радикальным действиям. Не имея возможности и полномочий снять Белякова с должности руководителя СКО, ключевые фигуры организовавшие “Совет атаманов” инициировали объявление его вне казачества. Необходимо отметить, что структура “Совета атаманов” в качестве органа определяющего работу казачьих организаций не получила признания значительной части казачьей общественности. При этом люди создавшие “Совет атаманов”, самовольно объявили о намерении проводить от своего имени процедуру расказачивания, в отношении тех, кого именно они по своему усмотрению считают не достойными быть казаком. На собрании в маленькой комнате, где присутствовало около 20 человек, Белякову были предъявлены обвинения в неуважении Православия, за снятие им в своём кабинете СКО в Алма-Ате со стены иконы. При этом не было пояснений, что икона была снята только на время пресс-конференции, которую в кабинете по согласованию с Беляковым проводил казахский общественный деятель Жаксыбай Базильбаев, выставивший свою кандидатуру в президенты Казахстана. После пресс-конференции икона была возвращена на место. На агрессивные требования первых лиц “Совета атаманов” сложить с себя полномочия первого руководителя СКО, Беляков ответил жёстким отказом. Основная масса присутствующих не намерена была принимать при этом, каких либо радикальных решений, но присутствовавший коммерсант Захаров, подойдя к Белякову, нанёс ему удар в лицо. По мнению многих наблюдателей, это было сигналом к ранее оговоренным физическим воздействиям, рассчитанным именно на то, чтобы публично опозорить руководителя СКО. Несколько человек немедленно бросились к Белякову с намерением скрутить руки, выпороть его нагайкой и, объявив расказаченным выкинуть из помещения. Торжественно снять погоны и лампасы не было возможности, так как Беляков был уже заранее предупреждён несколькими казаками, с которыми ранее велись закулисные переговоры о возможном развитии событий, и, надев гражданскую одежду, принёс с собой нож. Увидев вынутый нож, нападавшие, бросились в сторону, что дало возможность Белякову покинуть помещение. После этого, ведущие мероприятия “Совет атаманов” предложили объявить Белякова расказаченным. Большинство голосов при этом удалось набрать только благодаря большому количеству представителей СКСК представлявших ячейки организации из близлежащих поселков и районных центров. Ряд представителей крупных казачьих организаций представляющих области уральского, кустанайского и других регионов, отказались подписывать предложенный протокол о расказачивании. Тогда первые лица “Совета атаманов” Михайловский и Овсянников оформили обращение к членам СКО, с предложением одобрить и подтвердить принятые их сторонниками решения. Проводить процедуру расказачивания, наказания или снятия с должности, кого-либо из казаков, может только решение его организации. Стоит отметить, что, предъявляя Белякову одним из обвинений “игнорирование решений “Совета атаманов””, ни в переданном документе, ни в устных выступлениях, ни в публикациях (без подписи), в открытой перед выборами газете “Казачий курьер”, сами обвинения вообще не указаны и не конкретизированы: “Одним из вопросов поднимаемым на Совете стало обсуждение поведения Атамана Семиреченской казачьей общины Белякова Г., который не только проигнорировал решение заседания Совета атаманов, но и пытался скомпромети-ровать казачьи организации в Казахстане и их руководителей, а также по просьбе иноверца снял икону со стены”. Газета “Казачий курьер” октябрь 2005 г. Предвзятость оценок создателей “Совета атаманов” показывает ещё и то, что, предъявив Белякову обвинение в превышении обороны, фамилию Захарова начавшего драку в изданном документе не упоминают. Немедленно, после завершения мероприятия и приезда в Алма-Ату, 25 сентября в помещении Союза казаков Семиречья(СКС) был собран актив Семиреченской казачьей Общины(СКО) (25 человек), и объявлено о проведении внеочередного Большого казачьего Круга (отчётно-выборная конференция). Основным докладчиком на данном мероприятии, изложившим своё видение ситуации и события в г.Астане был руководитель СКС Овсянников. При этом на ряд уточняющих вопросов не было получено конкретных ответов. Из Епархии прибыл священник отец Игорь (в миру Ковалёв), по указанию первого лица Русской Православной Церкви в Казахстане Митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия курирующий казачьи организации. Выступая, отец Игорь осуждал Белякова, по ряду моментов предвзято, в целом также склоняя казаков к объявлению расказа-чивания. При этом стоит отметить, что создание Неформального координационного совета, в руководство которого входит руководитель СКС Овсянников, руководи-тель СКСК Михайловский и коммерсант Захаров, ранее благословил первое лицо Русской Православной Церкви в Казахстане Митрополит Мефодий, в прямое подчинение которого входит отец Игорь. Фактически благословение Митрополита на создание НКС есть прямое нарушение Устава Русской Православной Церкви запреща-ющего участие в политиче
|
13.
Kazak
(23.09.2005 18:18)
0
Так держать, семиреки!!
Вместе - мы сила!
|
12.
Щеглов Александр
(20.09.2005 19:48)
0
Здорово ночевали, казаки! С низким поклоном к вам Семиреченская казачья община.25 сентября 2005 г. в 10.00 состоится выборный круг атамана в старом правлении казачества города Верный.
|
11.
Mаксим Ивлев
(06.09.2005 16:17)
0
Выражаю соболезнования казакам СКО в связи с трагической смертью потомственного семиреченского казака Анатолия Ровнягина. Царствие ему небесное. М.Ивлев.
|
10.
Анна
(26.08.2005 15:17)
0
Хороший у вас сайт, а особенно хорош стих Максима Ивлева!
|
9.
Сиврюк
(23.07.2005 17:31)
0
Бог в помощь браты. Рад видеть ещё один казацкий ресурс. Прошу вашего разрешения на использования ссылки на ваш сайт.
|
8.
Укрепа
(11.05.2005 09:02)
0
Здорово дневали, казачки! Привет из соседней Сибири.
Заходите на новый монархический сайт: http://barnaulrio.narod.ru
За Веру, Царя и Отечесвто!
|
7.
(22.04.2005 18:15)
0
Ирина Тлиф. ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН И КАВАЛЕР ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАЯНСКИЙ Род Маянских во 2-й пол. Х1Х века был достаточно известен среди костромских жителей. Их знали, как состоятельных купцов, имеющих лавки в лучших торговых местах города, а так же как щедрых жертвователей, долгие годы подвизавшихся на стезе благотворительности в Костромском Попечительном комитете о бедных(1). Силу этому роду дал Иван Васильевич Маянский. Он родился ок. 1797 года в селе Прискоково Костромского уезда. Село это на карте Костромской губернии место замечательное, овеянное старинными преданиями, пронизанное глубокой исторической памятью. В середине ХУ1 века оно находилось во владении Бориса Федоровича Годунова – будущего «царя и великого князя всея Руси», а Христорождественский храм села долгое время был приходским для потомков легендарного Ивана Сусанина, которые с 1633 года проживавали вблизи Прискокова в деревне Коробово. Возле стен Христорождественского храма покоится прах дочери Ивана Сусанина Антониды, внуков Даниила и Константина, правнуков...(2). В той же земле лежат предки Ивана Васильевича Маянского. Сам Иван Васильевич вышел из духовенства: отец его Василий Иванов (3), до 30-х годов Х1Х века служил дьяконом в Прискоковском храме, одноклирном,. В Судиславском духовном правлении, в ведомстве которого был Христорождественский храм, Василий Иванов зарекомендовал себя как человек «трезвый и скромный», службу и катехизис «знающий», отличающийся «не худыми нравами», «порядочным житием» (4). Кроме старшего сына Ивана, рожденного от первого брака, в семье его было еще четверо сыновей и три дочери от второй жены. Обе жены Василия Иванова умерли рано, оставив его попечению детей и домашнее хозяйство. Младшие сыновья пошли по стопам отца: Андрей с 1818 г устроился пономарем в церкви села Колышева Кинешемского уезда, Павел с 1828 г занял родительское место в церкви села Прискокова, Козьма и Полиевкт в начале 1820-х гг поступили учиться в Костромское духовное училище (5). Старший сын вынужден был изменить семейной традиции и в раннем, почти отроческом возрасте покинул родные места Иван Васильевич ушел в губернский город, где в 1816 году приписался к костромскому мещанству и начал новую жизнь (6). Молодой Маянский довольно скоро обнаружил в себе коммерческие способности, которые при его трудолюбии и упорстве, позволили составить капитал. В 1820-30-х гг, он - энергичный подрядчик по торговым и строительным делам, в 1838 году - входит в костромское купечество по 3-й гильдии, в 1849 – купец 2-й гильдии (7). К 60-ти годам Иван Васильевич был владельцем постоялого двора, расположенного в центре города в каменном трехэтажном доме, кирпичного завода, в котором хозяйствовал и управлялся сам и двух каменных торговых лавок. Лавки Иван Васильевич держал: одну в Гостином дворе, вторую - «в мускатильной линии» городских рядов. В «мускатильной линии» чаем, сахаром, фарфоровой, хрустальной, медной посудой и деревянным маслом торговал «по прикащическому свидетельству» Сергей Степанович Ботников. В Гостином дворе – чаем же, сахаром, кофе, посудой, подносами и помадой, а кроме того, книгами, бумагой разных сортов, сургучом, карандашами и другими вещами производил торговлю Михаил Маянский, сын Ивана Васильевича (8). Семьей Иван Васильевич обзавелся где-то в середине 1820-х гг. О его первой жене сведений не сохранилось. Вторая – Дарья Ивановна, дочь купца Ивана Осиповича Сметанина. Именно у Сметаниных в 1831 году Маянский приобрел двухэтажный каменный дом, который после городского пожара 1847 года восстановил почти заново и надстроил третий этаж. В этом доме, как ранее у тестя, и был размещен постоялый двор (9). От обеих жен Иван Васильевич имел семерых детей: Николая, Михаила, Ивана, Павла, Марию, Елизавету и Екатерину (10). Его повзрослевшие дети вступили в брак с потомками костромских купеческих фамилий и продолжили дело отца на торговом поприще*. Так, Николай Иванович, взял за себя девицу из рода купцов Пастуховых (11), Михаил Иванович – из рода Мясниковых (12), торговцев хлебным и мясным товаром, Иван Иванович женился на Анне Александровне Трусовой (13), отец которой имел собственную лавку и торговал кубовой краской. В той же лавке он скупал лен и холст, которые продавал на городской ярмарке и вел оптовую торговлю с Санкт-Петербургскими и Московскими купцами (14). Анна Александровна еще в начале ХХ века держала лавку в Гостином дворе и вела мелочную торговлю посудным товаром (15). К одной из ее дочерей, Надежде Ивановне, перешло торговое место на Богоявленской улице: в ее мастерской в последнее перед революцией десятилетие костромские дамы приобретали шляпки самых различных фасонов (16). Павел Иванович был женат на дочери плесских купцов Подгорновых (17), а старшая дочь, Мария Ивановна, породнилась с родом Ботниковых (18), один из которых, Геннадий Николаевич – Потомственный Почетный гражданин, член Государственной думы – в начале ХХ века был городским головой и приобрел известность как меценат и благотворитель. Сквер, утроенный по его инициативе и на его средства, до сих пор называется среди костромичей «Ботниковским» и украшает площадку перед зданием нынешней мэрии в центре города. (19). Русское купечество вообще, и костромское в частности, известно своей благотворительностью. С одной стороны, тороватость подобного рода приносила купцам почет и награды, ослабляло налоги, с другой – удовлетворяла потребность православной души в очищении от грехов, покаянии через дело, благостыню. Не был исключением и Иван Васильевич Маянский. Так, в 1869 году, достигнув 70-ти летнего возраста, он обратился в Костромской Попечительный о бедных Комитет, в котором давно уже состоял членом-благотворителем: «Имея с давнего времени усердие выстроить на собственный счет дом призрения бедных … для помещения в нем от 20 до 30 человек, … покорнейше прошу о дозволении выстройки дома сделать надлежащее распоряжение…». Перед подписью, там, где «руку приложил», обозначено - потомственный Почетный гражданин, 2 гильдии купец и Кавалер… Почетное гражданство семья Маянских получила в 1857 году (20). В 1872 году на городском Крестовоздвиженском кладбище открылось новое заведение общественного призрения – богадельня Маянского (21). В характеристике, написанной Костромским Попечительным комитетом о бедных на представление Ивана Васильевича к ордену Станислава 2-й степени, перечислены «добрые дела Маянского», в том числе и последнее: «До 1872 г. Попечительный о бедных Комитет не имел особого дома для призрения престарелых мужчин…, но член-благотворитель Маянский по христианскому чувству сострадания к ближнему, построил на свой счет каменный двух-этажный дом, со всеми необходимыми службами, как то: погребом, амбаром и банею, тоже каменными, приготовив на 20 человек и мебель и постели…» (22). За 20 лет до того, в 1852 году, И.В.Маянский был награжден «золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее - за значительные пожертвования в пользу Крестовоздвиженской церкви» в городе Костроме, а годом раньше Кавалерской Думой Всемилостивейше пожалован Кавалером Императорского Ордена Святой Анны 3 степени - за возведение его «иждивением в селе Прискокове Костромского уезда, вместо пришедшей в совершенную ветхость деревянной церкви, каменной церкви с колокольнею и снабжение оной утварью и ризницею» (23). Церковь в Прискокове Иван Васильевич поставил в 1838, т.е. тогда, когда только началась его купеческая карьера. Прискоковская-то церковь и помогла нащупать его корни, подсказала место рождения, вывела на сословие, к которому он принадлежал. В 1834 году отец Ивана Васильевича был уже за штатом. Возраст его – около 60 лет, говорит о том, что здоровье уже не позволяло ему исполнять церковные обязанности. Долго ли он прожил? – не известно. Возможно, к 1838 году его уже не было в живых… Вот отсюда и храм - первая жертва, оставившего свой дом и свое сословие Ивана Васильевича: здесь и прощанье, здесь и любовь и вечная память! Самому Ивану Васильевичу был отпущен долгий век. Он умер в городе Костроме 92-х лет. Прах его покоится на Крестовоздвиженском кладбище - неподалеку от устроенной им богадельни и той церкви, которую он, как человек глубоко верующий и памятующий о своем духовном происхождении, щедро опекал и поддерживал при жизни (24). Сегодня на месте кладбища стоит одна из городских поликлинник, высятся жилые дома, а кирпичи Крестовоздвиженского храма, разрушенного в 1930-е гг, укрепляют стены построенного в то же самое время льнокомбината им. И.Д.Зворыкина. Известно, что представители большого рода Маянских и до сих пор проживают в городе Костроме и в Казахстане, и один из них, не в столь уж далекое время, не без успеха подвизался на спортивной стезе.
Примечания:
1. Ф.397.Оп.1.Д.27.Б/н. 2. Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома, 1997. С.- 85-86, 134-135. Свой храм в с.Коробово был построен в 1855 г. 3. В ревизских сказках по Костр.епархии церкви Рождества Христова за 1815 (декабрь) и 1834 гг Иван Васильевич Маянский не значится. Вероятно потому, что в 1810-11 гг (лет тринадцати-четырнадцати) он ушел из дома. Единственный Василий, который с конца ХУ111 до 1830-х гг служил в этом храме – дьячок Василий Иванов (ок.1875-не ранее 1834) , «сын вдовой пономарицы Парасковьи Ивановны». Его вероятный отец – пономарь того же храма Иван Федоров (?- не ранее 1792). Вторая жена Василия Иванова - Марья Васильева (ок.1780- + не позднее 1834); дети от второго брака: Андрей (ок.1804-?), Павел (ок.1809-?), Козьма (ок.1819-?), Полиевкт (ок.1821-?), Софья (ок.1807-?), Зиновья (ок.1811-?), Олимпиада (ок.1814-?). Ф.200.Оп.3.Д.385.Б/н; Ф.200.Оп.3.Д.392.ЛЛ.1150об-1151; Ф.28.Оп.1.ДД.87.Б/н. 4. Ф.28.Оп.1.ДД.137, 149, 177. Б/н. 5. Ф.200.Б/ш.Д.1280.Б/н. 6. Ф.200.Оп.3.Д.392.ЛЛ.1150об-1151 7. Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. 8. Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. 9. Бочков В.Н. Старая Кострома.Кострома, 1997.С.- 70-72. Дарья Ивановна Сметанина (ок.1806-23.08.1871) – вторая жена Ивана Васильевича Маянского, дочь Ивана Осиповича, внучка Осипа Кузьмича Сметаниных. Ф.200.Оп.3.ДД.385, 392. Ф.56.Оп.3.Д.71.ЛЛ.162об-163). 10.Ф.200.Оп.3.Д.854.ЛЛ.3об-4. Николай Иванович (ок.1826-?). Ф.200. Оп.3.Д.660.Б/н; Михаил Ив. (ок.1828-7.01.1901).Ф.200.Оп.3.Д.660.Б/н; Ф.56.Оп.3.Д.142. ЛЛ.158об-159; Иван Ив. (ок.1836-1.08.1908). Ф.56.Оп.3.Д.164.ЛЛ.193об,196; Павел Ив.(ок.1844- 8.06.1885).Ф.200.Оп.3. Д.660.Б/н;Ф.56.Оп.3.Д.73.ЛЛ.53об-54; Мария Ив.(ок.1830-?); Елизавета Ив.(ок.1833-?); Екатерина Ив.(ок.1838-?). Ф.200.Оп.3.Д.660.Б/н. 11. Любовь Петровна Пастухова (ок.1828-?). Брак заключен (далее =) не позднее 1848 г. Ф.200.Оп.3.Д.660. Б/н; Ф.133.Оп.17.Д.1490.Б/н. 12. Олимпиада Дмитриевна Мясникова (ок.1831-5.01.1900). Установлено на основе анализа дел Ф.56.Оп.3.ДД.71.ЛЛ.18об-19,113об-114; 140.ЛЛ.128об- 129; Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. 13. Анна Александровна Трусова (ок.1845-не ранее 1917). = 19.02.1861 г. Ф.56.Оп.3.Д.71.ЛЛ.9об-10; Ф.340.Оп.2.Д.2340. 14. Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. 15. Ф.200.Оп.8.Д.97.ЛЛ.183-184об. 16. Ф.200.Оп.8.Д.117.ЛЛ.253-254об. 17. Александра Петровна Подгорнова (ок.1854-9.01.1896). Ф.56.Оп.3.Д.128.ЛЛ.156об-157. = 26.01.1866. Ф.56.Оп.3.Д.71. ЛЛ.81об-82. 18. Сергей Степанович Ботников (ок.1820-?). Ф.200.Оп.3.Д.854.ЛЛ. 89об-90. 19. Ботниковы в середине Х1Х в. торговали хлебным, кожевенным товаром, гото выми сапогами. Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. 20. Ф.397.Оп.1.Д.81.Б/н. 21. Ф.200.Оп.3.Д.854.ЛЛ.4об-5. 22. Ф.397.Оп.1.Д.84.ЛЛ.22об-24. 23. Там же. ЛЛ.22об-24. 23. Маянский Иван Васильевич (ок.1797-13.04.1886). Ф.56.Оп.3.Д.73.ЛЛ.59об-60.
http://rod7.narod.ru
|
|
|
|