E-mail:
|
Черный, желтый, белый на Балхашских меляхВладимир Проскурин ...Вспоминаю 80-е годы прошлого столетия, встречи и беседы с Юрием Поповым, карагандинским инженером и краеведом, его замечательный рассказ о гибели Петроградского гребного флота в казахской степи, на Балхаше, - "море из пластов известняка, что ухмылялось челюстью акулы". В 1921 году гидрографическое управление направило в Казахстан группу специалистов под началом Никиты Пешкова, для изучения степного озера в связи с предполагаемым строительство Турксиба и освоением края в производственном отношении. Плавучие средства экспедиции прибыли из столицы России в Семипалатинск весной. Это были три морских катера. На синем 18-весельном катере совершал праздничные выезды и прогулки по финскому заливу последний император Николай II; желтый, 14-весельный гребной, был приписан к Императорской яхте «Штандарт»; черный, выездной 18-весельный катер до революции находился в собственности коменданта Петропавловской крепости. Своенравный Балхаш жестоко расправился с пришельцами. Первой его жертвой стал желтый катер. Семнадцатого августа 1921 года он вышел в дальний рейс, имея на борту запас продовольствия на двадцать дней. Через сутки налетевший шквал забросил катер на мель. Здесь его так разбило, что он оказался непригодным для ремонта и плавания. Черней катер тонул дважды. Едва удалившись от берега, он был, опрокинут сильной волной. Семь человек экипажа благополучно выбрались на сушу, но все запасы продовольствия и имущества оказались на дне. Когда повреждения были исправлены, катер снова вышел в плавание к поселку Карачаган, но вторично потерпел аварию и был вытащен на берег местными рыбаками. Синим катером командовал сам начальник экспедиции. Удалившись на двести миль от мыса Каракус, катер повернул назад и встал па якорь у поселка Карачаган. Тридцатого августа буря порвала канат, судно было выброшено на берег и волной разбито вдребезги. Катастрофа с приватизированным революцией российским флотом напомнила долгие споры, которые продолжаются и в наши дни, о государственной символике, каким быть гербу, флагу, гимну государства. Цвета трех морских катеров, некогда принадлежавших царской фамилии, тоже не были случайными. Черный - символизировал величие и могущество державы, желтый - преемственность православной веры, белый – честное и бескорыстное служение земле Русской.11 июня 1858 г. национальные государственные цвета были узаконены Александром II. В своем именном указе 1865 г. Царь-реформатор подтвердил черный, желтый и белый государственными цветами России. Однако при его преемнике произошло неожиданное: в связи с коронацией Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 года повелевалось украсить здания полотнищами бело-сине-красных цветов, которые были объявлены российскими национальными цветами. В марте 1896 года этим непростым вопросом занялась специальная комиссия А.Посьета. Комиссия рекомендовала принять бело-сине-красные цвета в качестве Национально-государственных цветов России. Это мнение было утверждено Николаем вторым 29 апреля 1896 года. Однако, вызвало новые споры, несогласия общественности. Поэтому уже 10 мая того же года при Министерстве юстиции было образовано "Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах" под председательством заместителя министра А.Веревкина. Спустя два года члены Совещания (при одном "против") пришли к выводу, что русскими государственными цветами являются черный, желтый и белый, что принципиально расходилось с заключением "Посьетовской комиссии". Однако никаких официальных распоряжений по итогам работы совещания не последовало. Решение Юридического совещания при Временном правительстве в апреле 1917 года в защиту бело-сине-красного флага демократической России также не имело последствий. И только в конце 20 столетия президентом В.Путиным утверждены бело-сине-красные цвета в качестве новой Государственной символики России. Государственное знамя России изготовлялось из золотистой ткани, на которой было вышито изображение Государственного орла и всех гербов, помещенных в Большом Государственном Гербе. Древко знамени, кайма и бахрома имели также черный, желтый и белый цвета. Древко было увенчано золотой державой (яблоком) с Государственным орлом. На Андреевских лентах знамени были указаны памятные для страны годы: 862 г. (основание государства), 988 г. (крещение Руси), 1497 г. (принятие царского титула) 1721 г.(принятие императорского титула). Вспомним также, что первое гербовое (царское) знамя появилось в начале 17 столетия при Михаиле Федоровиче. Это было белое полотнище с красной каймой по краям и золотым или черным орлом в центре. Щит на груди орла с Московским гербом (Св. Георгий Победоносец, поражающим змея) изображался либо в красном, либо в белом цвете. Петром Первым был установлен черно-желтый Императорский штандарт, который рассматривался самодержцем "яко герб Российской Империи". Собственно Государственное знамя России – черно-желто-белый Флаг - было создано в 1742 году по образцу герба Российский империи (в желтом поле -черный орел, на груди у которого белый щит с изображением Св. Георгия Победоносца). В 1815 году такими флагами впервые были украшены общественное здания в ознаменовании победы над Наполеоном, в последствии вывешивая их в дни национальных торжеств или траура. Цвета Государственного знамени нашли отражение и в армейской символике: цвете кокард, знамени шарфов, орденских лент. Вместе с тем до середины XIX века в России не существовало официального Государственного знамени. В начале нашего рассказа мы упомянули об императорском флоте и его печальной судьбы на жарких плесах Прибалхашья. Здесь символика иная. Известно, что в 1993 году Петром Первым для русских военных кораблей был введен бело-сине-красный флаг. Таким он оставался семь лет. Впервые этот флаг был поднят самим Императором при плавании в Белое море под названием стяга «Царя Московского» (был еще и торговый флаг, также с двуглавым орлом посередине, но белого цвета). Символика его цветов означала: белый - благородство и откровенность; синий – верность, честность, безупречность и целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие и любовь. Подобное цветовое решение русского прапора имело так же историческое обоснование, вытекавшее из полного титула царей "Всея Великыя, Малыя, и Белыя России (великороссам исторически был присущ красный флаг, малороссам - синий, белоруссам - белый). Однако в 1705 г. бело-сине-красный Флаг был установлен исключительно для судов торгового флота. Военные корабли выступали под Андреевским флагом, утвержденным в 1699 году. Это был кормовой флаг с голубым диагональным крестом (Крест Андрея Первозванного), первоначально трехцветный (бело-сине-красный) затем одного из перечисленных цветов и с 1865 г. белый. Для награждения отличавшихся кораблей военно-морского флота России в 1819 году Александром I был учрежден Георгиевский кормовой флаг. …Советский поэт Л.Мартынов, участник той странной, весьма загадочной и бесплодной экспедиции 1921 года на Балхаш оставил в назидание потомкам таки строки, коими завершим наш рассказ о символах и символике: «Ой, Балхаш наш зеленогривый! Очень хитрый и очень старый… Как-то ветер подул от солнца И разбил железную лодку С белыми большими парусами… И люди все утонули, А берег был недалеко, Но был он закрыт туманом. Людие не знали, что у Балхаша Таки острые зубы – скалы, И толстое брюхо – отмель.
|